Эпиграф: здесь не будет
статей и выдержек из законодательства, здесь будут только факты и
законодательство, изложенное доступными словами, а также краткий список
действий на всякий случай. Итак, каждый из вас, уважаемые читатели несколько
раз в неделю посещает такое замечательное изобретение человеческой мысли - как
супермаркет.
Но мало кто задумывался над таким фактом, как
наши права при походе в супермаркет, на что мы имеем право, и нужно ли
сдавать вещи в камеру хранение, а главное к кому предъявлять претензии, если
вдруг кто-то приделает ноги ну, например, пакету, оставленному в камере
«хранения». Давайте же с вами создадим некого героя Н. и
проведем его по разным ситуациям, которые могут возникнуть в супермаркетах, а
заодно и постараемся определить порядок действий, хотя бы примерный, на случай
если кто-то из вас дорогие мои читатели, окажется в подобной ситуации.
Ну что ж начнем, пожалуй, с камер хранения и
замечательной надписи над ними «За сохранность вещей в камере хранения
администрация магазина ответственности не несет», согласитесь
загадочная надпись.
А теперь представим ситуацию, пришел наш герой в
магазин и оставил вещи в камере хранения, предположим пакет с разделочной
доской в камере хранения, взял корзинку
и пошел в магазин за покупками. Побродил
наш герой по магазину, купил все что ему нужно и решил все это положить в
пакет, подошел к камере хранения, открыл
её, а там нет пакета, что делать, наш герой к охране, а они разводят руками и
указывают ему на табличку. А теперь СТОП.
Давайте разберемся, насколько правильна данная
табличка, кто несет ответственность за вещи, оставленные вами в камере
хранения, нужно ли их, вещи там оставлять и что делать если к вашей вещи
«приделали ноги».
В гражданском кодексе есть такое понятие как договор хранения (ст.
936 – ст. 293 ГКУ) стороны хранитель и поклажедержатель заключается в основном
в устной форме.
Так вот, исходя из норм ГК Украины, можно сказать, что
поклажедержателем в нашем случае является покупатель, пришедший в магазин со
своей вещью и положивший эту самую вещь в камеру хранения, в свою очередь
магазин по условиям договора является хранителем, ведь согласитесь, камера
хранения без территориальной принадлежности звучит несколько странно.
Что же получается, что за вещи, оставленные в камере хранения
в супермаркете, ответственность несет магазин?
Совершенно верно, также как за вещи, оставленные в камере
хранения на вокзале или в аэропорту, ответственность несет соответственно
администрация вокзала или аэропорта, так и за вещи, оставленные в камере
хранения супермаркета, несет ответственность администрация супермаркета.
А для кого табличка, о которой было написано ранее, спросите
вы, а я вам отвечу, для тех, кто не знает свои права, т.е. для обычных граждан.
Итак, «вернемся к нашим баранам» т.е. к нашему герою, что же
ему делать в той ситуации, в которую он попал.
А собственно вот что. Нужно для начала «поймать» в магазине
двух свидетелей того, факта, что его пакета в камере хранения нет и что ключ
действительно от той камеры хранения в
которой еще недавно лежал пакет, также необходимо записать ФИО и номера
телефонов свидетелей. Далее необходимо сообщить, о факте пропажи вещи, в нашем
случае, пакета начальнику охраны и администрации магазина, в устной, а придя
домой и в письменной форме, после чего вызывать милицию и писать заявление с
просьбой возбудить уголовное дело по ст. 185 Уголовного Кодекса Украины
(Кража). Теперь давайте разберемся с таким вопросом, а нужно ли
оставлять вещи в камере хранения. НЕТ и еще раз НЕТ если у вас в сумке или
сумочке находиться какой-то товар, который продается в магазине то достаточно
об этом товаре предупредить охранника и показать ему чек – это что касается
нового только, что приобретенного товара.
Если же у вас негабаритный «груз», например зонт – трость,
или распечатанный товар, аналог которого может находиться в магазине или ценные
вещи вы имеете полное право, никого не о чем не предупреждая, пройти с этими
товарами в торговый зал магазина.
А на вопрос охраны, почему вы не оставили портфель с
оригиналами документов в камере хранения указать на табличку, о которой речь
шла ранее и если уже охранник так боится, что вы что – нибудь «слямзите»
предложите ему ходить за вами, в
качестве телохранителя и следить за каждым вашим действием, поверьте на слово
от этой роли охранник откажется.
Хочется сказать пару слов о негабаритном «грузе» и дамских сумочках.
Второе, какого бы оно размера не было оставлять в камере
хранения не обязательно.
А вот первое, само по себе туда не влезет, что же делать,
остается только взять с собой и отвечая
на вопрос охранника предложить ему лично, поохранять ваш негабаритный «груз»
пока вы ходите по торговому залу в поисках необходимых вам вещей, ….я думаю не
надо говорить, что охрана на это не пойдет.
С камерами хранения разобрались, теперь идем дальше и
рассмотрим ситуацию под названием «запищало» или в вашей сумки что-то
лежит.
А теперь давайте представим ситуацию, пошел наш герой со своей супругой в супермаркет,
зашел все нормально, а уже при выходе из
супермаркета рамка запищала к чете господина Н. подошел охранник и попросил
мадам Н. предъявить к осмотру сумочку,
мадам Н. согласилась, не найдя ничего в сумочке мадам Н., охранник
позвал коллегу и попросил мадам Н. пройти в некое подсобное помещение для
проведение личного досмотра. СТОП.
Давайте разбираться, кто и при каких условиях имеет право
осматривать ваши вещи рыться в них и кому собственно законодатель дал право
осуществлять личный досмотр.
Итак, начнем, согласно действующему законодательству (дамы и
господа, кто хочет, более подробно ознакомиться с законами посмотрите, раздел
«Дознание и досудебное следствие» Криминального Процессуального Кодекса
Украины) личный досмотр имеют право проводить: представители органов внутренних
дел или прокуратуры, транспортная милиция в аэропортах и на вокзалах,
таможенные органы.
Согласитесь, в приведенном мною перечне, напрочь отсутствует,
такое понятие как охрана.
Так что же получается, охрана супермаркета не имеет право
проводить личный досмотр, спросите вы, уважаемый читатель, а я вам отвечу,
совершенно верно.
Теперь хочется обратить внимание на такой момент, как осмотр сумки, вы можете
по своему желанию предоставить сумку к осмотру, но это означает только то, что
охранник имеет право заглянуть в вашу сумку и все.
Повторяю заглянуть в сумку и уж никак не выворачивать её и не
вытрушивать содержимое.
Так что же делать, если вы вдруг оказались в такой же
ситуации, как и наш герой, а собственно требовать от охраны вызова милиции с
понятыми и представителя администрации магазина и только в их присутствии
вытрусить все из своей сумки и карманов.
И помните, досматривать вас имеет право только лицо вашего
пола, т.е. женщину имеет право досматривать только женщина, мужчину мужчина.
Еще такой момент, если вас пытаются отвести в какое-то
подсобное помещение не стиснейтесь и орите благим матом на весь магазин что – то
вроде «Грабят», женщинам можно кричать «Насилуют», поверьте вы привлечете к
себе внимание не нужных охране свидетелей и они оставят вас в покое.
В случае если кого- то из ваших близких отвели в подсобку и
там провели личный досмотр, вы должны обязательно подать жалобу на действия
охраны в прокуратуру.
В заявлении в прокуратуру необходимо просить привлечь
охранную фирму, занимающуюся охраной данного супермаркета к уголовной ответственности
по статье 356 (Самоуправство) и 367
(служебная халатность) Уголовного Кодекса Украины. А если, не приведи Господь, вам нанесли
телесные повреждения, не теряйте времени
снимайте побои и направляйте заявление в милицию с просьбой
привлечь, молодых да рьяных к уголовной
ответственности за нанесения телесных повреждений разной степени тяжести.
Помните, у нас в стране согласно Конституции Украины и норм
уголовного права действует призумция
невиновности, т.е. обвинитель
должен доказывать вам, что вы виноваты, а не вы оправдываться
перед обвинителем.
Идем дальше несколько слов об инфляции или как товар
может подорожать по пути вашего следования из торгового зала к кассе.
Зашел как – то наш герой по дороге с работы домой в магазин,
и…о чудо, на прилавке лежит его любимый вид сыра и еще произведенный его
любимой фирмой и…по такой привлекательной цене, можно сказать, по цене прошлого
года. Берет наш герой кусочек сыра, сравнивает
цену на ценнике на прилавке с ценой на ценнике, наклейном на сыре все сходиться
– цена завода производителя. После чего идет наш герой уверенным шагом к кассе
и тут выясняется, что, о ужас, сыр по привлекательной цене изготовлен вовсе не
любимой фирмой нашего героя, а каким – то никому неизвестным производителем и
именно его цена наклеена на сыре, который так хотел приобрести наш герой,
просто продавец перепутал ценники, ну бывает все мы люди все мы человеки. А что
же касается сыра, который так хотел купить наш герой, он стоит в два раза выше
той цены, которая была указана на ценнике.
СТОП.
А вам не кажется, дамы и господа, что что-то тут не так?
Давайте разбираться, где тут собака порылась и что поэтому
поводу говорит нам законодатель.
Согласно действующему законодательству вам обязаны продать по той цене
товар, которая указана на ценнике, наклеенном на товаре, в случае если ценник
на товаре не обнаружен вам обязаны
продать товар по цене указанной на том ценнике, возле которого лежал товар. Если же подойдя к кассе, вы с удивлением узнали, что товар подорожал раз
так в надцать, требуйте для начала потребуйте у кассира пояснений и вызова
представителя из торгового зала и если услышите, что продавец перепутал или у
нас сегодня поменялись цены, мы не успели ценники поменять (ага, ценники в
торговом зале они поменять не успели зато новые цены в кассу ввели), смело требуйте аннуляции чека и отказывайтесь
от покупки ну или, на худой конец, покупайте товар по новой цене.
Но ведь бывают ситуации, когда чек получен, пакет собран и на
выходе из магазина вы видите, проверяя чек, что тот или иной товар резко вырос в цене, что делать?
Спокойно вернуться в магазин, подойти к кассиру объяснить ему
суть своих претензий и попросить позвать к вам кого нибудь из администрации
торгового зала или магазина по приходу представителя администрации объясните
ему суть ваших претензий и попросите вернуть вам либо всю уплаченную сумму
денег за товар, либо часть суммы которую вы «переплатили» по вине магазина.
Поверьте на слово, процедура возврата денег не представляет
собой ничего сложного и не требует много времени, для возврата денег вам
необходимо написать заявление под диктовку администратора магазина, после чего,
администратор ставит на нем печать и возвращает вам деньги.
И еще, после того, как вам вернут ваши деньги, вы можете высказать свое «фи» в книге жалоб и
предложений, которая должна быть в каждом магазине.
И помните, чек это ваше спасение от нападок со стороны продавцов, охраны и кассиров.
Вот мы и подобрались к последнему пункту нашей статьи. « У вас рыба свежая, а почему она воняет» или, что делать
если купленный товар оказался некачественным.
Наверное, уже почти никому не нужно говорить о том как и при
каких обстоятельствах можно обменять некачественный непищевой товар на
аналогичный, а вот, что делать если в ситуации в которой оказался наш герой.
Итак, пошел наш герой в супермаркет и купил там некоторый
набор продуктов, рассчитался за него на кассе, положил чек в пакет с продуктами
и пошел спокойненько домой. Придя домой начал наш господин Н. разбирать сумки и
готовить ужин для любимой жены, тут бац и обнаружилось, что фарш купленный
нашим героем с душком, а сыр с плесенью, хотя этот сорт сыра не предполагает
наличия на нем плесени и что делать….
Так снова СТОП и снова мы обращаемся к законодателю за
помощью.
Что там, у законодателя, а вот Закон Украины «О защите прав
потребителя». Так вот согласно этому
закону потребитель имеет право обменять некачественный товар в течении
четырнадцати дней со дня его покупки при наличии у покупателя чека.
Прошу обратить внимание на тот факт, что законодатель не
прописывает, какой именно, товар какой
группы имеет право обменять потребитель продовольственный, непродовольственный
или лекарственные средства, речь в законе идет о некачественном товаре. А это значит,
что согласно условиям действующего законодательства потребитель имеет право
прийти в магазин с чеком и некачественным товаром и обменять его или
потребовать возврата денег.
Подведем итог, по ранее, изложенному. Если вам продали
некачественный товар, будь – то сок, газировка, мясо, сыр…..вы должны взять чек
и товар и пойти в магазин где был приобретен товар, с помощью охраны вызвать
представителя администрации магазина и высказав ему свои претензии потребовать
от него обмена товара или же возврата стоимости товара, сославшись при этом на
Закон Украины «О защите прав потребителя».
А как же надпись «купленный товар обмену и возврату не
подлежит», спросите вы, а эта надпись рассчитана на тех кто не знает своих прав
и купив товар спокойненько пойдет домой и немного погоревав о потраченных
деньгах и дальше будет покупать все
необходимое в этом же магазине. И напоследок, «потребитель всегда прав», но еще больше прав
тот потребитель который знает и умеет пользоваться своими правами.
Удачных вам покупок и будьте внимательны, совершая их.
|